Экологическое воспитание дошкольников»
Аналитический отчет подготовительной «Б» группы за 2016-2017 учебный год
Прошунина Вера Семеновна, воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
Павловский детский сад №7

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
2 016- 2017 год был объявлен годом экологии.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы:
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
сформированы начала экологической культуры детей;
дети получают практические знания по охране природы;
развиваются речевые навыки детей;
дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми нами используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. .Стихи русских поэтов об осени (А.С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев.)
В. Чаплин «Питомцы зоопарка» , поэты о весне (стихи о весне)

Помогают в работе демонстрационный материал. Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Краткая характеристика мероприятий, проведенных с детьми. (2016год – 2017 год)
В течение года в старшей группе были проведены мероприятия с детьми согласно годовому тематическому плану:
Вечера загадок (ребусов) по темам: «Животные», «Человек», «Что это за птицы?», «Зимняя сказка».
Викторины «Животные», «Знатоки птиц» ,«Пришла зима».
Успешно прошли тематические дни: « День земли», «День птиц»
Районный конкурс «Огород на окне»

Акции:«Поможем пернатым друзьям », Районная акция ко Дню Победы
«Украсим землю цветами » «Сохраним всё живое на земле»
.Праздники. Традиции. «Осенины» экологической направленности, «День здоровья» на экологическую тему.
Фотовыставка « Природа и животные Воронежской области»

Воспитатели и дети приняли участие в конкурсах по оформлению группы к началу учебного года, оформление группы к новому году, в конкурсе осенних поделок «Осенний хоровод». Районный конкурс «Огород на окне»
В ходе проведенных мероприятий были получены положительные результаты:
1. Положительная динамика в успехах воспитанников, с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.
2. Родители активно принимают участие в жизни группы и детского сада; посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому нами активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технологии проектной деятельности
Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Информационно-коммуникационные технологии
Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:
Аналитические занятия
1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада". . Иван Суриков «Зима»
Беседы с детьми:
1.«Знакомимся с Красной книгой»
3. Акция «Кормушка для пичужки»
Изготовление кормушек силами родителей
4. Акция: «Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник
5. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли)
6. Акция «Домик для скворца»
7. Весенняя Неделя Доброты
9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»
10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц(Прогулка)
11. Экологическая игра «Загадки природы»
13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями велась непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Как итогом работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Культурно-полевые растения на нашем участке » . Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект. Сроки реализации- (май- октябрь)
Участниками этой проектной деятельности были воспитанники старшей группы – воспитатели - родители.
Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных полевых растениях Павловского района, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой VII вида.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Южного Урала.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Проектная идея: создать на участке детского сада огород. Получить урожай полевых растений, выращенных самими дошкольниками.

Цель - систематизировать знания детей о растениях, их назначении и использовании.
Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.
Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.
В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.
Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:
Развивайте, играйте, творите!
Пусть для нас будет правилом:
«Сегодня не получилось
- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть! »
Во второй половине дня мероприятия реализовывались в культурных практиках. Так в « Творческой мастерской» проводилась следующая работа:
Изготовление поделок зкологической направленности –
Сентябрь
1.«Гусеницы в груше» (гофрированные модели).
2.«Наш веселый огород, что здесь только не растет» (изготовление фруктов и овощей из соленого теста).
3. «Георгины» объемная аппликация
Октябрь
1.«Осенние фантазии» (из природного материала)
2.«Слоненок» (из природного материала)
3. «Лебедь» (из природного материала).
Ноябрь
1.«Рябина» (квилинг, оригами).

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Отчёт по самообразованию по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой: май 2015 года

Предполагаемый результат:

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- в оспитание защитников природы;

Творческая активность воспитанников;

Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.

Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом:

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть! »

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Творческий отчет

по теме

«Воспитание экологической

культуры дошкольников»

Воспитатель МБДОУ ДС №8

Тухватуллина М.В

2015г
Экологическое воспитание дошкольников - новое направление в теории и практике воспитания и обучения. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как формирование бережного и заботливого, осознанно - правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей. Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трех взаимосвязанных задач (повышение квалификации педагогов; экологическое воспитание детей; пропаганда экологических знаний среди родителей), которые в сельской местности имеют ярко выраженную специфику, обусловленную, с одной стороны, близостью естественных природных объектов, а с другой - тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей напрямую связаны с природными ресурсами. Дети имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом.

Приступая к экологическому воспитанию дошкольников, я ставила перед собой следующие задачи:


  • Сформировать представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной , созданной и поддерживаемой трудом человека.

  • Дать понимание того, что любой объект живой природы существует, только пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели и исчезновению.

  • Показать, как человек использует культурную природу (выращивает и собирает урожай зерна, овощей и фруктов, разводит домашних животных, цветы).

  • Показать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, наслаждается красотой природы), и убедить в необходимости бережного к ней отношения.

  • Сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга могут просто перестать существовать.
Важными задачами экологического воспитания детей также являются:

  • Развитие гуманного отношения к природе.

  • Воспитание готовности трудиться в природе с радостью (сажать и поливать растения, ухаживать за животными).
Каким же образом я воспитывала осознанное и гуманное отношение к природе? Прежде всего, через наблюдения и труд в природе, позволяющий накопить определенные знания и применять их в практической деятельности. Разработала также систему специальных занятий, в ходе которых используются различные игровые приемы, ведение календарей природы, беседы, изодеятельности (разрабатывая конспекты занятий, я использовала литературу С. Николаевой "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" и занятия по ИЗО В.Н.Волчковой, Н.В. Степановой "Педагогика нового времени", "Мои помощницы - ладошки").

Большую роль в работе с детьми я отвела уголку природы и экспериментальному уголку.

В уголке природы велись ежедневные наблюдения, как за рыбками, так и за комнатными растениями: мы учились с детьми различать цветы по внешнему виду, запоминать названия, показывать и называть их части (листья, цветы, стебли).

Детей младшей группы учила понимать, что цветам нужна вода;
Средней группы - цветам необходимо находиться в земле и для чего это нужно;

Внимание детей старшей и подготовительной групп

обращала на то, что растениям нужен свет (поэтому они стоят на подоконниках), а также на то, как по-разному выглядят зимой комнатные растения и деревья, кустарники за окном. Так дети узнавали, что кроме воды, земли, света, растениям необходимо тепло. Полученные знания закрепляла на нескольких занятиях. Цель таких занятий - формировать желание заботиться о комнатных растениях. Экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства (например: только лишь наблюдениями в уголке природы). Особое значение для экологического воспитания имеют наблюдения на прогулках, именно на них под руководством воспитателя и самостоятельно дети приобретают экологические знания, применяют их в практической деятельности. Именно на прогулках, в поступках детей, проявляется отношение к природе.

Очень важна в работе с детьми по воспитанию экологической культуры система взаимосвязанных, логично простроенных наблюдений. Для этого я попыталась распределить накопившийся материал (наблюдения, конспекты занятий, экскурсии, опыты) по годам, кварталам (сезонам) в соответствии с конкретным природным окружением детского сада. Нужно помнить о том, что с одним и тем же объектом или явлением надо знакомить детей многократно.

Какие-то глобальные экологические проблемы ни дети, ни воспитатель решить не могут, поэтому обсуждать нужно то, что реально возможно. В моей работе хорошие результаты дали обсуждения реальных ситуаций (сломанные ветки, помятая трава, посаженный в коробку жук, пойманная и убитая бабочка).

Используя их, я ежедневно формировала у детей нравственные представления о хороших и дурных поступках, о бережном и равнодушном отношении к природе. Еще мы должны помнить, что
сами дети часто не замечают красоту вообще, и в природе - в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, а через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Здесь мне помогали творческие занятия по ИЗО - рисование ладошками, поделки из природного материала. Нетрадиционные занятия так же, как наблюдения, размышления, любования и вслушивание в "Музыку Природы", помогают детям достигать Доброты и Красоты.

Дети с ранних лет получают возможность расширять свое сознание, свое восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвитию остается на всю жизнь.

Наблюдения на прогулках сопровождались трудом детей, играми, опытами и экспериментами.

Путем экспериментирования с природным материалом подводила детей к выводу, что вода плотнее воздуха, поэтому движение в ней требует больших усилий, чем по воздуху.

С наблюдением на прогулках связано ведение календаря природы. Опора на календарь в ходе беседы помогает детям выделить и осознать связь между неживой природой и растительным и животным миром.

Известно, что ознакомление с природой дает наибольший результат при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно давать детям возможность "общаться", "действовать" с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент (опыт). Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях, повысить наглядность, сделать процесс обучения более интересным. Но при организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Практически, на каждом шагу, дети ставят такие задачи взрослым, спрашивая постоянно "Почему?" и "Отчего?" Например, на мой запрет
«не есть снег» дети говорят: "А почему нельзя есть снег?" Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. "А мне не холодно! А я закаленный!" - такими слышу ответы детей. Бесполезно утверждать, что снег грязный, ведь с виду он такой белый, чистый и сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему мы решили с помощью опыта «Таяние снега»

Вообще, дети старшего дошкольного возраста склонны к аналитической деятельности, у них достаточно высокий уровень развития доказательной и объяснительной речи, поэтому мы с детьми проводим наблюдения, исследования, опыты - эксперименты. Формы организации различны: беседы, маршрутные игры - путешествия, турниры - викторины, составление экологических сказок, задачек на удивление, и конечно, работа в "Лаборатории".

Работа по экологическому воспитанию не даст ощутимых результатов без тесной связи с родителями. Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей, немало таких, как: "Зачем чирикают воробьи?", "Как спят рыбы?" Родители, которые отмахиваются от "докучных" вопросов ребенка, совершают непоправимое! Долг родителей не только отвечать детям на их вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло.

Полезно выявить отношение родителей к экологическому воспитанию, какую помощь они хотели бы получить от детского сада и чем могли бы помочь сами. Для этого мы использовали нетрадиционные формы работы:


  • Проводили родительские собрания;

  • Походы в лес;

  • Совместные субботники.
В дальнейшей работе планирую пересмотреть "Родительский уголок", проводить собрания как встречи "за круглым столом" или "посиделки", разработать и реализовать экологический проект.

Результативность работы.

Над обозначенной темой я работаю с 2003 года. Наиболее осознанной и эффективной моя работа стала после обучения на курсах ИД «Первое сентября» по программе Н.А.Рыжовой «Экологическое образование в детском саду» в 2007году. В работе использую также методику «Юный эколог»С.Н Николаевой.

Результатом моей методической работы стали (см сайт):

Перспективные планы по всем возрастам (смотри на сайте http://nsportal.ru/tukhvatullina-marina-viktorovna-0);

Картотека наблюдений на прогулках по всем возрастам (смотри сайт http://nsportal.ru/tukhvatullina-marina-viktorovna-0);

Приобретение природоведческих игр;

Подборка занимательного игрового и литературно – художественного материала.

Подборка диагностических материалов по изучению природоведческих знаний и навыков (приложение №1 Материалы обследования детей 2 младшей группы).

Динамика усвоения знаний, умений и навыков детей за 2012-2014 учебные года составила 60% (приложение №2)
Ухудшение экологического состояния в стране заставляет вести работу по экологическому воспитанию, это трудная, многогранная работа. Не сразу проявится ее результат. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы.

Детские сады, внедряя работу по экологии, тем самым смогут внести посильный вклад в решение жизненно важной проблемы.

Приложение №1

Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.

Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например] картин из серии "Четыре времени года” О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).

Вопросы и задания:

\ -Ч то нарисовано на этой картинке?


  • Что делают дети?

  • Когда так бывает, что дети катаются на санках?

  • А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?

  • Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?

  • Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает
дерево?

  • Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
^ - Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.

  • Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы) ?

  • Летом тепло или холодно?

  • Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?

  • Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?

  • Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?

  • Зачем летом нужен дождь?

  • Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?

  • Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
Позиция 2

Цель: определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний с каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слов} взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).

В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живы организмов (питание, уход).

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, ее бака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.

Вопросы и задания:

Покажи и назови животных, которых ты знаешь.

Как ты узнал, что это корова (кошка,

собак коза) ?


  • Как кричит корова (кошка, собака, коза) ?

  • Где живут эти животные?
-У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки) ?

  • Что надо делать, чтобы кошке (собаке и д.т. было хорошо?

  • Чем ты ее (их) кормишь? и Ты любишь свою кошку (собаку) ?

  • Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?

  • Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.



Приложение №2

Диаграмма

результатов работы с детьми за последние 3 года.

Литература:

А.И Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

А.И. Иванова «Живая экология»

И.В. Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду»

В.Г. Фокина «Методика диагностического обследования природоведческих знаний дошкольников»

Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»

Н.В Коломина «Воспитание основ экологической культуры»

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»

С.Н. Николаева «Юный эколог»

«Формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным и растительным миром Прибайкалья»

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
В соответствии с (ФГОС) включается не только федеральный, но и национально- региональный компоненты.
Для каждой территории (региона) характерны:
особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.)
пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т. д.)
климат; флора и фауна;
природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.
многообразие природных явлений.
Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что:
регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;
регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.
В начале работы перед собой поставила цель:
познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона;
приобщить к экологической культуре;
научить воспринимать природу целостно;
понимать доступные существенные связи между живыми организмами;
гуманно относится ко всему живому.
Задачи:
изучение методической литературы по данному вопросу;
определение возможности положительного использования работы по экологическому воспитанию детей;
систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе воспитателя;
определение эффективности предложенных разработок.
Для этого я изучила и провела анализ литературных и методических источников: Сударчикова С.Ф. “Общие \В вопросы регионализации дошкольного образования” г. Иркутск, 2003 г.; В.А. Горбунова, Л.А. Мишарина “Ориентировочная региональная программа знаний о растениях”, “Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья” - Иркутск, 2002, 2003 г.г.
соответствии с этим мною построена система педагогического взаимодействия с детьми с учетом ФГОС:
Организационное обучение
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Самостоятельная экологическая деятельность детей
Совместная деятельность воспитателя и детей

Диагностика экологической воспитанности
Наблюдения на экскурсиях, прогулках
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
По результатам диагностики результат показал,что западает раздел регионального компонента.

Для работы по использованию регионального компонента в ДОУ была обогащена развивающая среда. Созданы в группе условия для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми провела работу с родителями. Родители приняли активное участие в создании и обогащения развивающей среды. Проводилось анкетирование,родительские собрания по данной теме Участвовали в акции»сохраним чистоту Байкала»Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью педагогов и родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Иллюстрации были оформлены в альбомы “Птицы нашего края”, “Животные Иркутской области”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т.д.
В ДОУ оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области. Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений.
- Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных. Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
- Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания. - Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними. Проводится “День туриста”, в котором активное участие принимают специалисты детского сада и родители. Дети не только наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке, но и участвуют в веселых играх и соревнованиях. Вместе с детьми родители принимают участие в экологических праздниках и конкурсах, которые проводятся в детском саду (“Чудеса с осенних грядок”, “Огород на окне”, “Флористика” и др.). - Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой прудом, озером, лугом,поляной, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов. В уголке природы собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. Выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и др. В подготовительной группе, где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природы имеется большое количество разнообразных растений в горшках. Кроме того, на стене висит оформленное воспитателями панно с гербарием, где подобраны растения, произрастающие на территории Прибайкалья. Итак, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой, в том числе и с природой Прибайкалья. Ценной находкой мы считаем созданное воспитателями панно с гербарием, где засушены некоторые из растений Прибайкалья, частности веточки багульника, ивы, сосны, соцветия мака, саранок, подснежника и другие растения. Индивидуальная работа с детьми проводится в свободное от занятий и прогулок время. С большим интересом дети занимаются в студии “Волшебный сундучок”, помогают детям изучать обряды народов Сибири, сказки, игры, песни; сочинять истории, знакомят с обитателями наших лесов. Нами были прочитаны детям следующие стихи Н. Бромлей» наш дом родной,наш общий дом»,С. Бывальцева «Люблю свой край»,Н.Никитина «Сибирь»: «Почему осенью – листопад?» , «Чем пахнут ветра?» , «Весенние хлопоты» , отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга»,чтение сказок М.Сергеева»Давным-давно» и»Море славное Байкал» др. Знакомство с журналом « Сибирячек»
После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного края. Составление модели Иркутской обл., отгадывание загадок о Прибайкалье. Просмотр видеофильмов «Колодец» планеты»,рассматривание глобуса, карты иркутской обл. ,рассматривание альбомов о Байкале, прослушивание аудиозаписи«шум волн»,«шум ветра »,«пение птиц» и др., создание фотовыставки,составление пищевых цепей,игры в различные дидактической. игры,КВН,викторины,изо рисование.
Большая работа проводится по ознакомлению детей со сказками народов Сибири. Экологические сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях, занятиях людей. Их использование в воспитательном процессе позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников. С детьми подготовили выставку рисунков по теме “Байкальские сказки”, театрализованное представление “Бедовый орешек”.

Анализ результатов экспериментальной работы
Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внеш¬ней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.
Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора педагогической диагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.
В соответствии с критериями оценки ответов выясняю уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированости умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст¬вии человека и природы. В проведении итоговой диагностике ребята показали высокий уровень знания регионального компонента.
2011году на районном семинаре «Знакомим дошкольников с природой» дала открытое мероприятие «Птицы нашего края».
2012 году на кустовом РМО представила опыт работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 25 «Ромашка»

пгт. Мундыбаш

Отчет по экологии

Старший воспитатель:

Лясина А.Н.

2016г.

У нас у всех одна планета –
Другой такой на свете нету!

Не погубите Землю, люди!
У нас другой Земли не будет!

Существенное значение в разработке проблемы развития основ экологической культуры имеют труды педагогов, исследовавших во второй половине XIX и начала XX веков процессы ознакомления детей с предметным миром и природой (Е.Н.Водовозова, Е.Л.Лихеева, К.Д.Ушинский и др.)- Их исследования во многом определили характер современных научных поисков, изучающих влияние ознакомления с окружающим миром на психическое развитие ребенка (Л. Зенгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др.).

Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.

Ознакомление младших детей с природой следует начинать с ближайшего окружения.

В групповой комнате необходимо создать условия для первоначального ознакомления детей с природой: с помощью игрушек, картинок их знакомят с домашними и дикими животными; учат узнавать этих животных и их детенышей.

Вместе с воспитателем дети могут покормить птиц и понаблюдать за тем, как они клюют зернышки; на прогулке или из окна групповой комнаты понаблюдать за птицами, которые прилетают на участок. Во время наблюдения дети наблюдают за строением птиц, за их повадками.

В старших группах знания о природе углубляют и конкретизируют об условиях жизни растений и животных; о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; комнатные растения).

Также следует познакомить дошкольников с вегетативным размножением комнатных растений (черенками, листьями, усами).

Следует познакомить детей с экопозитивным и эконегативным поведением человека в природе, воспитывать любознательность и наблюдательность, формировать экологически правильное поведение в природе.

При ознакомлении детей с насекомыми детей знакомят с их передвижениями (летают, прыгают, ползают), называют характерные звуки насекомых (жужжит, стрекочет). Также знакомят с циклом размножения бабочек(откладывают яйца на растениях, из них появляются гусеницы, из гусениц- куколки, из куколок- бабочки).

Наблюдая за живой природой, дети замечают строение растений; наблюдают за их ростом и развитием.

Целесообразно закреплять знания детей в дидактических играх: «Съедобное-несъедобное», «Чудесный мешочек». А также закреплять знания в сюжетно-ролевых играх: «Столовая», «Накорми куклу Свету» и др.

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в уголке природы, привлекая младших детей к выполнению индивидуальных поручений. Дети же 6-7 лет самостоятельно дежурят.

Осенью следует привлекать детей к сбору осенних листьев. Зимой дети могут помочь взрослым сгрести снег к стволам деревьев, отрясти снег с веток кустарников. В весенний период детей следует привлекать к посильному труду - посадке лука, пересадке комнатных растений. Летом дети рыхлят клумбы, поливка клумб и грядок в огороде. Для этого взрослыми создаются все возможные условия как в групповых комнатах, так и на прогулочных площадках:

Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей.

В экологическом образовании и воспитании детей большое значение имеет оценка труда. Задача воспитателя - направить детей на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе. Для оценки результата трудовой деятельности детей знакомят с пословицами и поговорками.

Закреплять гуманное отношение к природе помогает художественный труд- работа с природным материалом, где дети старшего дошкольного возраста создают фигуры людей, животных и птиц из желудей, шишек, листьев и др. материалов, передавая выразительность образа, создавая общие композиции «Лесная поляна», «Сказочные герои» и др.

Также необходимо углублять эмоционально-доброжелательное отношение детей к живым существам в процессе общения с ними, развивать интерес к родному краю, формировать представления об экологических проблемах поселка, в котором живут дети; воспитывать уважение к труду сельских жителей.

Большое значение имеет чтение художественной литературы таких авторов как: Е.Благинина «Два жадных медвежонка», М.Горький «Воробьишко», К.Чуковский «Тараканище», Д.Самойлов «У слонёнка день рождения», И.Бунин «Листопад», Я.Аким «Первый снег», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» и многие другие.

Также знания усваиваются через проведение НОД и экспериментирование, где дети в самостоятельной деятельности постигают взаимосвязи в окружающей действительности.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Любовь к природе начинается со знания её обитателей, и мы надеемся, что воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету в будущем.

Наши ребята в течении года расчищали прогулочные территории, садили мини-огороды на подоконниках, наблюдали за развитием растений.

Педагоги показывали различные театральные представления по экологии, проводили развлечения, красили цветники, украшали участки.

Также проводились акции «Покорми птиц», «Дерево для Ветерана».

В следующем году мы продолжим работу с детьми по экологическому воспитанию.



Close