Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 "Рябинка" г. Коркино.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2016

    Анализ проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Деловое сотрудничество педагогов и родителей как условие их успешного взаимодействия. Основные условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2016

    Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2014

    Организация совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка. Нетрадиционные формы общения. Ролевые и деловые игры.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания. Проблемы и основные условия взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической практики. Результаты реализации педагогического сотрудничества с родителями дифференцированных групп.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2012

    Анализ современного состояния проблемы взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определение общих особенностей взаимодействия семьи дошкольника и дошкольного учреждения. Описание традиционных и нетрадиционных форм работы воспитателя с родителями.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2014

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Воспитатель МБДОУ

Детский сад «Солнышко»

Козлова Любовь Анатольевна

Современные родители достаточно образованы. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из различных источников, но она не предполагает наличие «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи, испытываемых ее трудностей. Такая коммуникация носит опосредованный характер.

Несмотря на обилие разнообразных путей педагогического просвещения родителей, большая роль отводится педагогам детского сада. Им не следует бояться публичных выступлений перед родителями, так как лучше воспитателя никто не знает особенностей детей группы. Педагоги могут рассказать мамам и папам о том, как построены режимные процессы в детском саду, чем занимаются дети, показать их затруднения и достижения, индивидуальные особенности и многое другое. Специалисты ДОУ могут дать рекомендации по любым вопросам воспитания, связать их с приоритетным направлением ДОУ, действующей программой обучения. Однако педагогические знания для родителей - не самое главное. Педагоги должны акцентировать внимание родителей на эмоциональной стороне отношений. Рассказывать им о том, что подумал, почувствовал их ребенок, каковы мотивы его поступков, последствие методов воздействия на него.

Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об умении родителей использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Нецелесообразно в работе с родителями опираться на монолог. Новые формы взаимодействия воспитателя с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Однако знания навязывать нельзя. В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т.е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер. Нельзя предавать гласности неудачи, просчеты родителей, нужно соблюдать такт, уважение к ним.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематическое общение с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком. Беседа должна быть конкретной и содержательной, пробуждать интерес у родителей к педагогическим проблемам.

Беседы бывают и стихийные, т.е. возникающие по инициативе родителей. В этом случае педагогу следует задать нужное направление, сделать выводы, при этом быть доброжелательным, давать обоснованные оценки. Беседа строится на таких принципах, как конфиденциальность, нужно говорить с собеседником о значимом, делать комплименты.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. Она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственный опыт общения с ребенком. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка.

Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные, плановые и стихийные. Важно соблюдать принцип «обратной связи». Родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «Консультации по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем», они чувствуют, что к их пожеланиям прислушиваются, им реально помогают в воспитании детей. Стихийные консультации возникают по инициативе родителей. Таким образом, в ходе консультации родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в самообразовании.

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.

День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей. Воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно – игровой среды, видами детской деятельности.

Папки – передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?».

Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный дорисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке.

Фотомонтажи: «Вот какие мы большие», «Про меня» - информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке.

Главное требование к оформлению наглядных материалов – текст должен быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию. Иногда в детских садах родители не интересуются предоставленным материалом. Причиной этого может быть, скучный текст, мелко напечатанный, неинтересные темы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.

Информационно – аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относится опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители помещают волнующие их вопросы. Из анкет педагоги узнают особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный ребенок. Его предпочтения и т. д.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Круглый стол», «Педагогические гостиные» и др.

Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии. Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации родителей.

Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятие, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в детском саду, профессии воспитателя. Они видят своих детей в необычной для себя обстановки, получают рекомендации об обучении детей в семье.

В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. они Отвечают на вопросы, совместно с детьми. Двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнеров воспитателя.

При просмотре видеоматериалов и слайд-шоу такой возможности у родителей нет. Но в «режиме реального времени» педагогу трудно показать открытое занятие с детьми, особенно с маленькими. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Используя возможности множительной техники, можно создавать газету для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками.


Для того, чтобы обеспечить благоприятные жизненные условия и правильное воспитание ребёнка, сформировать основы полноценной и гармоничной личности, необходимо укреплять и развивать тесную взаимосвязь и взаимодействие ДОУ и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Дошкольное детство является уникальным периодом в жизни каждого человека, когда формируется здоровье ребенка и происходит развитие личности. Тем временем, ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей, педагогов. Издревле ученые ведут спор, что же является более важным в становлении личности ребенка: либо семья, либо общественное воспитание? Некоторые великие педагоги склонялись к воспитанию в семье, другие отдавали главную роль учреждениям образования, т.е. общественному воспитанию. Изучение педагогического опыта позволяет заимствовать и использовать интересные идеи и творческие подходы, методы. Однако современная наука имеет многочисленные сведения, которые свидетельствуют, что без вреда для развития личности малыша невозможно отречься от семейного воспитания, так как его сила и эффективность несравнимы даже с высококвалифицированным общественным воспитанием.

Государственная позиция к семье, к воспитанию в семье менялась на различных этапах развития общества. На сегодняшний день государственная позиция к семье изменилась, но и семья стала другой. В Законе «Об образовании» впервые сказано, что родители – это первые педагоги своих детей, а дошкольное образовательное учреждение существует для помощи семье. Изменились акценты, во главе встала семья, но вопросы просвещения педагогов все еще актуальны. Чтобы обеспечить благоприятные жизненные условия и правильное воспитание ребёнка, сформировать основы полноценной и гармоничной личности, необходимо укреплять и развивать тесную взаимосвязь и взаимодействие ДОУ и семьи. Для этого необходимы активные действия, направленные на создание единого пространства личностного развития ребёнка в ДОУ и в семье.

На сегодня актуальной проблемой для ДОУ является дальнейшее углубление сложившихся представлений о семье в современных подходах, расширение представлений о формах, содержании, методах взаимодействия с семьей, а также создание индивидуального подхода к каждому из ее членов. Данной проблеме посвящен ряд работ таких авторов, как Т.Н. Доронова, О.И. Давыдова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева. и других. Уже намечено направление по развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, где родители выступают в роли заказчика, определяют курс работы ДОУ.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989), начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка . Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки . Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том, и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации . Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы . Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода.

Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, которые основаны на взаимном сотрудничестве и взаимопомощи воспитателей и родителей. Вот примеры некоторых из них.

Семейные клубы . В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр . Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Вечера вопросов и ответов . Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Сегодня происходит преобразование системы дошкольного воспитания, и в его центре находятся гуманизация и деидеологизация воспитательного процесса. Его цель – свободное развитие личности.

Осознание приоритета семейного воспитания делает необходимым создание новых форм отношения между семьей и дошкольным учреждением. Новшество данных отношений формирует понятия «сотрудничество» и «взаимодействие».

Переход к новым формам взаимоотношений между родителями и воспитателями невозможен в рамках закрытого ДОУ: он должен быть открытой системой.

Основной целью форм и видов взаимодействия воспитателя ДОУ с семьей является установление доверительных взаимоотношений как между детьми, там и родителями, педагогами, объединив их в единую команду, воспитав потребность рассказывать о своих проблемах и вместе их решать.

Взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи должно пронизывать весь комплекс воспитательно-образовательных работ в детском саду. Необходимо обращать внимание на то, чтобы воспитателями использовались разные формы работы, при этом уделяя внимание улучшению практических воспитательных навыков в семье.

Необходимо постоянно увеличивать формы работы с родителями, использовать нетрадиционные методы, касающиеся вопросов педагогического просвещения родителей. Тол ько совместная работа педагогов и родителей сможет принести ощутимую пользу в образовании и воспитании детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание.2008. N 6.
  2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9.
  3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  4. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13-14.11.2008 / Под общей ред. Е.С. Евдокимовой. - Волгоград. Волгоградское научное издательство, 2009. - 254 с.
  5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1.
  6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1.
  7. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций / И.О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 71 с.
  8. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - 189 с.
  9. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ Модэк, 2011. - 400 с.
  10. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание, 2002. N 8.
  11. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.

Из опыта работы воспитателя ДОУ

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи»

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка резутьтатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Конечно же, первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Актуальность данной темы в том , что сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Мы, педагоги отмечаем снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.


Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Основные задачи своей работы я вижу в следующем: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Содержание работы с родителями реализую через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные . Главное – донести до родителей знания. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение нескольких последних лет, я провожу собрания в форме дискуссий «Я в системе «семья – ребенок – детский сад», «что вы ожидаете от детского сада», КВН, диспутов, мастер-классов, применяю игровые приемы, тренинги по сплочению коллектива родителей, чаепития и т. д.

Мы совместно с родителями и детьми занимаемся проектной деятельностью . Нами разработаны и реализованы проекты «Давайте познакомимся», «Семейные традиции», «Пейте дети молоко будете здоровы». В ходе реализации проекта «Пейте дети молоко будете здоровы», была разработана и обсуждена с родителями на родительском собрании консультация о пользе молока. Разработано и проведено анкетирование детей и родителей, для того, чтобы выяснить любят ли они молоко, как часто его употребляют и т. д. С детьми мы проводили эксперименты с молоком, развлечения тематические, дидактические игры. Оформили фотовыставку «Мы исследователи». В результате проекта родители оценили необходимость, значимость и пользу молока для маленьких детей, а у большинства детей сформирована потребность в употреблении молока и его пользе. Пополнилась картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр по данной теме. Оформлена фотовыставка «Мы исследователи». По проектам «Давайте познакомимся», и «Семейные традиции» родители активно включились в работу и представили фото-презентации своего генеалогического дерева. Кроме этого проведено родительское собрание в нетрадиционной форме и обобщен опыт в форме презентации на тему «Использование современных форм и методов работы с родителями». Все это, способствовало сближению родителей группы и формировало предпосылки к формированию дружного коллектива, во главе которого стоит ребенок, а мы (воспитатели и родители) рядом, как его опора.

Для введения родителей в образовательный процесс, я постоянно привлекаю родителей к совместным развлечениям и участием в театрализованных представлениях для детей. Так вместе мы провели представление «Как Дед Мороз искал подарки», «Приключение лисы Алисы», роли всех сказочных персонажей играли родители, от этих праздников получили удовольствие не только дети, но и сами родители. А также совместные развлечения «День матери», «Папа и я», «Зеленый-желтый-красный»и другие. Проводя все эти мероприятия я поняла, что родители с большим желанием и даже с благодарностью учавствуют и с каждым годом желающих становится больше. Главное правильно донести до родителей всю значимость таких мероприятий.

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание «Копилки добрых дел родителей»- это и участие родителей в акциях «Чистый участок», «Наша горка», «Сделаем группу теплее», «Подари книгу», а также помощь родителей в пополнение развивающей среды группы и т. д.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Уже который год выпускаю стенгазеты «Наши именинники», «Мамины помощники», «Папа мой герой», «Заказ Деду Морозу», «Наши будни», родители всегда с интересом изучают данный материал, фотографируют на память.

Провожу конкурсы детей совместно с родителями «Лучшая кормушка для птиц», «Красавица осень», «Новогодняя идея» и т. д. Родители очень творчески подходят к выполнению работ. По итогам конкурса всегда дети получают подарки родители дипломы и благодарности.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений. Если в начале нашей встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то в процессе работы царит взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Таким образом , использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Ольга Манушина
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи .

Сотрудничество – это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье , что невозможно без «открытости» ДОУ.

Придать дошкольному учреждению «открытость» внутрь значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой – то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах.

«Открытость» ДОУ внутрь

– это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснить родителям их назначение, особенности и предпочтения; знать специфику семейного воспитания, учитывать особенности воспитания детей; уметь проектировать деятельность по отношению к родителям и детям, анализировать уровень педагогической компетенции родителей; уделять внимание педагогическому просвещению родителей, а также постоянно повышать свой уровень коммуникативных умений.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. В дошкольной педагогике выделяют четыре самых общих направления работы с родителями :

Традиционное (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные, состязания, праздники, беседы, посещение семьи ребенка . дни открытых дверей и т. д.);

Просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетений, информационных листовок , буклеты, стенды и «уголки» для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);

Интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, практикумы – семинары и т. д.);

Развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета) .

Остановимся подробнее на интерактивном направлении, которое содержит большой потенциал на современном этапе развития дошкольного образования в работе ДОУ с семьей .

Интерактивное направление в работе с семьей в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работах с семьей , а также повысить педагогическую компетентность родителей.

К малоиспользуемым в дошкольных учреждениях интерактивным методам работы с родителями, которые могут характеризоваться как инновационные, можно отнести :

метод «дельфи» - метод мозгового штурма; метод быстрого поиска решений, основанных на их генерации в процессе мозговой атаки, которая проводится группой педагогов и родителей;

метод тестовых ситуаций (проблемных ситуаций) ; с помощью этого метода педагог создает специальные условия, в которых каждый родитель – участник семинара – практикума проявляется наиболее отчетливо;

тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье ;

акции – комплекс мероприятий, действий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней;

мастер-классы для родителей передача действующей технологии, способ взаимодействия между родителями и обладающим признанным авторитетом педагогом, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей; каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению; к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты;

экспозиция и интерактивная экспозиция (от лат. expositio – выставление напоказ, изложение) в искусстве – размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. В работе же детского сада экспозиция продуктов детской деятельности позволяет показать родителям продвижение ребенка в освоении образовательной программы, познакомить детей группы и педагогов с личными предпочтениями каждого ребенка, с его хобби и увлечениями. Группа должна быть насыщена поделками, рисунками детей, которые помогают каждому ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других детей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно – образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы , уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей)

Используя знания, опыт и возможности педагогов нашего дошкольного учреждения мы активно применяем в своей работе различные современные формы взаимодействия с родителями воспитанников.

В каждых группах проходят совместные творческие, игровые, исследовательские проекты воспитателей, детей и родителей. Педагоги ДОУ, применяя этот метод, стараются учитывать тот факт, что все проекты должны быть взаимосвязаны . Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают необходимые для этой жизни знания, развивают свои способности. Совместные проекты помогают ближе узнать возможности семьи , включить их в образовательный процесс, углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей. Тематика проектов совпадает с календарным планированием нашего детского сада, сроки реализации проектов зависят от возникшей проблемы, поставленных задач, возрастной группы и др. Наиболее удачными оказались проекты : «Моя семья » , «Чудеса с осенней ветки» , «Новый год к нам мчится…» , «Поговорим о любви» ,«Огород на окошке» и самый долгосрочный, творческий проект «Литературное путешествие длиною в год» . Этот проект сейчас очень актуален, потому что 2015 год – является годом русской литературы. Вся педагогическая деятельность, совместные мероприятия, конкурсы проходят в нашем детском саду и неразрывно связаны с русской литературой. Мы используем произведения русских классиков, литературных героев для решений наших поставленных задач, развития творческих способностей и всестороннего развития воспитанников.

В нашем детском саду в зимнее время организуется акция «Добровольник» , когда все желающие (родители, дети, сотрудники) выходят на расчистку участков от снега, а после совместного труда мы пьем чай. Огромный заряд энергии, позитива, радостных эмоций получаем мы от физического труда, общения с родителями и детьми. Также зимой проводится акция «Покормите птиц зимой» , когда все родители, дети и воспитатели мастерят кормушки для птиц. Потом воспитатели и дети развешивают их на участке детского сада, подкармливают пернатых друзей. А члены жюри выбирают самую оригинальную кормушку и награждают победителей.

Проводится совместная акция и весной, во время благоустройства территории под названием «Самый чистый двор» . В данной акции принимают участие все сотрудники ДОУ, сотрудники школы с углубленным изучением отдельных предметов «Яктылык» , родители и жители микрорайона.

Уже второй год подряд в группе «Звездочки» проходит акция «Солнце семейных традиций» , где дружная команда воспитателей, детей и родителей собираются вместе, рассказывают о своих семейных традициях, о семейных ценностях, о праздниках, о взаимоотношениях с детьми , старшим поколением, делятся опытом, проблемами и дарят друг другу подарки.

В течение учебного года педагогами нашего ДОУ проводятся и другие формы взаимодействия и сотрудничества с родителями :мастер – классы, семинары,круглые столы, индивидуальные беседы; наши родители бывают частыми гостями в группе, рассказывают детям о своих профессиях, кулинарных способностях; помогают в организации праздников, непосредственно – образовательной деятельности, проектов, конкурсах.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания . В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии : круглые столы,семинары – тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Практические работники ищут новые, инновационные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания. Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей совместно с традиционными способствуют повышению эффективности работы с родителями.


Close