котова наталья
Конспект занятия по экологии в средней группе «Берегите природу!»

Цель : - формировать у детей основы экологической культуры .

Задачи :

Образовательные : расширять и систематизировать знания детей о природе , формировать интерес к проблеме охраны природы , познакомить детей с правилами поведения в природе .

Развивающие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные : воспитывать заботливое отношение к природе .

Материалы и оборудование : экологические знаки , аудиозаписи «Звуки леса» , «Автобус» муз. Железновой, игра «Собери цветок» , бабочки для дыхательной гимнастики, муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы» , плакат «Берегите природу

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их :

Проводится игра «Здравствуйте!» .

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Воспитатель : - Ребята, отгадайте загадку :

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : -Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Мы с вами на прошлом занятии говорили о правилах поведения в лесу. Давайте вспомним, что означает каждый знак.

(воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает)

(появляется сорока)

Сорока :-«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите!»

Воспитатель : -Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей) Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?

Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!

(под муз. Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)

Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!

(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса» )

Ребята, какой воздух в лесу? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Вдруг из-за ёлки выглядывает Старичок – лесовичок.

Лесовичок ::- Кто пожаловал в лес?

Вос –ль : Мы дети из 10 гр Д\с, пришли, чтобы помочь лесу.

Лесовичок : - Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?

(ответы детей)

Воспитатель : - Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.

Лесовичок : -Сейчас я их проверю.

Лесовичок : Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.

Игра «Времена года»

(дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес)

Лесовичок : - Теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!

(дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет)

Воспитатель : -Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.

Игра «Собери цветок»

Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак) .

Воспитатель : -Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!

Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»

Воспитатель : –Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?

Воспитатель : -Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)

Какой знак мы можем здесь поставить?

Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей) . Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей : Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении . Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.

Психогимнастика «Как растут деревья?»

Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.

Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

Воспитатель : -Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.

Игра на внимание «Птицы»

Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)

Воспитатель : -Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы) Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.

Игра «Сделай запасы»

(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

Как следует вести себя в лесу? (не шуметь) Почему? Давайте поставим знак. (ребенок выбирает и ставит знак)

-(обращаясь к ребенку) Расскажи почему ты выбрала этот знак. Что он означает?

(ребенок поясняет свой выбор)

Воспитатель :- Молодцы!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу !

(появляется Лесовичок)

Лесовичок : -Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы ! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе . А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней . Повесьте его в детском саду!

Воспитатель : -Спасибо, Лесовичок! До свидания!

Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись .

(дети возвращаются в группу )

Воспитатель :-Вот мы и в группе .

Ребята, вам понравилось путешествие?

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье :

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

  1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
  2. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
  3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
  • Демонстрационный материал: “Деревья”, “Цветы”, “Дикие животные”, “Насекомые”, “Домашние животные”, “Времена года”,
  • карты-схемы,
  • обручи,
  • карточки (жёлтого, зелёного, белого, красного цветов),
  • кассета с записью,
  • шапочки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов,
  • шапочки Цветика – Семицветика (одна шапочка – бледно покрашенная, другая шапочка – яркая).
    • Сюрпризный момент,
    • аудио и видеозаписи,
    • показ,
    • анализ.

    Дети заходят в зал и становятся полукругом. (На стульях лежат карточки зелёного, жёлтого, белого, красного цвета, под стульями карточки и маски.)

    Раздаётся стук в дверь.

    “Это кто же к нам стучится,
    Просится к нам в дом?
    Посмотрим?”

    Влетает почтовый голубь:

    “Я пол света облетел
    В садик к вам я залетел!
    Сообщение из леса,
    Это очень интересно!”
    Отдаёт конверт воспитателю.

    “Давайте посмотрим. Интересно. Здесь звуковое письмо. Послушаем?”

    Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись:

    “Здравствуйте, дорогие дети детского сада №3. Я очень хочу поближе познакомиться с вами. До нашей встречи осталось мало времени. До скорой встречи, Фея Природы”.

    Воспитатель: “Ребята, значит, к нам гостья спешит”.

    Заходит Фея Природы:

    “Здравствуйте дети. Я Фея Природы. Пришла познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать?

    Встали. Приготовились.
    В Королевство Природы попасть легко,
    Не надо ехать далеко.
    Закрой глаза и сделай шаг
    Теперь в ладоши хлопнем так:
    Один хлопок, ещё хлопок-
    И вот уж виден сена стог,
    И вот уж поле колосится
    Шумит-волнуется пшеница,
    Над ней синеют небеса,
    Откройте поскорей глаза.

    Вот мы и в моём государстве, в клубе любителей природы. Есть у меня волшебный цветок Цветик-Семицветик. Он исполняет любое желание. Сейчас я вам его покажу. Что-то тут не так. Кто же тут хозяйничал? А где Цветик-Семицветик? Слышите, кто-то плачет? (Фея Природы заглядывает за дерево, выходит Цветик-Семицветик) Да это же Цветик-Семицветик. Что случилось Цветик-Семицветик?

    “Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все мои краски смыла и волшебство исчезло. Не понравилось ей что, в наем природном государстве так красиво и спокойно. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает природу.

    Что же делать, дети? Надо помочь Цветику-Семицветику. Лепестки твои стали бледными. Давай посмотрим, может с ними можно что-то сделать. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.

    1.Красный лепесток. “Назови художника”.

    Дети, возьмите карточки на стульчиках.

    “Четверо художников,
    столько же картин.
    Белой краской выкрасил
    Всё подряд один.
    Лес и поле белые,
    Белые луга,
    У осин заснеженных
    Ветки как рога..” (Зима)

    “У второго – синие
    Небо и ручьи
    В синих лужах плещутся
    Стайкой воробьи.
    На снегу прозрачные
    Льдинки – кружева.
    Первые проталинки,
    Первая трава…” (Весна)

    “На картине третьего
    Красок и не счесть:
    Жёлтая, зелёная, голубая есть.
    Лес и поле в зелени,
    Синяя река
    Белые пушистые
    В небе облака…” (Лето)

    “А четвёртый – золотом
    Расписал сады,
    Нивы урожайные,
    Спелые плоды…
    Всюду бусы – ягоды
    Зреют по лесам,
    Кто же тот художник?
    Догадайся сам!” (Осень)

    Молодцы! Хорошо знаете времена года. Для вас я приготовила шапочки времён года, зелёная – весна, белая – зима, жёлтая – осень, красная – лето. Так мы разделимся на команды. Что же на оранжевом лепестке?

    2.Оранжевый лепесток. Игра “Кем (чем) был, кем(чем) стал”.

    “Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.”

    Икринка – малёк – рыба.
    Яйцо – Цыплёнок – курица.
    Икринка – головастик – лягушка.
    Семечко – росток – растение (одуванчик).
    Жёлудь – росток – дуб.

    Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

    3.Жёлтый лепесток. Дидактическая игра “Времена года”.

    “А сейчас соберите пейзаж из частей.” (Игра выполняется в командах).

    4.Зелёный лепесток. Выложи коллаж “Лес”.

    А сейчас выходят команда Зима и Весна. Вам задание выложить картину леса.

    “Ребята, по одному вы берёте какой либо элемент и бежите до мольберта, прикрепляете его и возвращаетесь обратно. Бежит другой”. Затем задание выполняют команды Лето и Осень.

    “Молодцы, все справились. Замечательные получились коллажи.

    Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

    5. Голубой лепесток.

    А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.

    – Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

    – Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

    – В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

    – Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже?

    – Что обозначают эти знаки?

    1. Не шуметь в лесу.
    2. Не топтать грибы.
    3. Не наступать на муравейники.
    4. Не трогать птенцов.

    Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

    Что же на синем лепестке?

    6.Синий лепесток. Блиц-вопросы.

    – Кто на себе дом носит? (Улитка)

    – Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

    – У какого зверя куст на голове? (лось).

    – Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

    – Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

    – Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

    – Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

    – Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

    – Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)

    – Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

    – У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

    – Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

    – Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

    – Какое животное называют “кораблём пустыни”

    – Какая птица выводит птенцов в лютый мороз?

    – Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло). Вы всё знаете, молодцы. А теперь фиолетовый лепесток.

    7.Фиолетовый лепесток. “Необычные круги”.

    “У вас карточки с насекомыми, животными, растениями, цветами. Вам нужно найти свой круг и встать рядом с ним.

    Назовите свой круг”

    (За это время Цветик-Семицветик одевает яркую шапочку).

    “Ребята, посмотрите какой ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему. Вы настоящие друзья и знатоки природы. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

    Возьмёмся за руки, друзья,
    И по тропе лесной
    Отправимся к себе домой.

    МБДОУ МО г.Краснодар “Детский сад №124”

    Конспект открытого занятия по экологии область «Познание» в средней группе Тема: «Путешествие в Царство Воды». Субботина Н. Ф. (28.04.2017 г.)

    Цели : Познакомить детей с основными свойствами воды.

    Формировать и систематизировать знания детей о воде, о её назначении, для чего ее используют;

    Формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов;

    Обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

    Развивать познавательную активность,

    Самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать;

    Развивать двигательную активность детей.

    Воспитывать бережное отношение к воде;

    Воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстниками;

    Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, блюдца, лед, чайник с водой, соль, сахар, ложечки, краски, кисти; карточки с изображением свойств воды, макет куклы Капелька из картона, трафареты капелек, обручи.

    Предварительная работа : беседы о воде, просмотр мультфильмов «приключение Капитошки», чтение художественной литературы, чтение стихов, загадок, потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.

    Звучит запись природного шума воды (журчание ручейка).

    Воспитатель: Ребята, послушайте, что это за звуки? (Ответы детей)

    Действительно, это журчит ручей и сегодня речь пойдет о воде. И сегодня к нам в гости кто-то пришел. (Внесение макета капельки).

    Чтобы понять как сделать, Занятия по экологии в средней группе, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

    Конспект занятия по экологии в средней группе

    Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

    Пояснительная записка

    Образовательная область : Познание.

    Интеграция

    Виды деятельности

    Форма – проведения : занятие – путешествие.

    Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

    Цели и задачи:

    Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

    Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны – рыбки.

    Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

    1. Организационный момент

    – Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

    А игра – начинается с улыбки!»

    (дети проговаривают вместе с воспитателем)

    2. Игровая ситуация

    – Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

    Это капелька, которую зовут Капитошка.

    Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

    А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

    – Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек – капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

    3. Путешествие-поиск капелек по группе

    (Дети идут по группе делают остановки)

    В уголке природы: возле растений.

    – Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

    У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

    – Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

    Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

    В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

    У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

    В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

    – Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

    (Все вместе пересчитывают капельки)

    – Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

    4. Физкультминутка

    «Рыбки весело плескались

    В тёплой, солнечной воде.

    То сожмутся, разожмутся

    То зароются в песке!»

    (движения выполняются под музыкальное сопровождение)

    5. Гимнастика для глаз

    За – За – За – берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

    Зу – Зу – Зу – я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

    Са – Са – Са – на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

    Ай – Ай – Ай – ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

    Бай – Бай – Бай – крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

    6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

    Чтобы понять как сделать, Занятия по экологии в средней группе, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

    Конспект занятия по экологии в средней группе .

    Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

    Образовательная область : Познание.

    Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

    Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

    Форма – проведения : занятие – путешествие.

    Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

    Цели и задачи :

    1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

    2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

    3. Прививать бережное отношение к воде;

    4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

    5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

    6. Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

    Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

    Материал: стаканчики с водой, кубики льда, термос, игрушка Капелька, картинки с изображением способов использования воды (8 шт.)

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды (8 шт.). С обратной стороны мольберта спрятана игрушка Капелька.

    Воспитатель (В.).
    Поудобней садитесь,

    Не вертитесь, не крутитесь.
    Дети, ой, что утром было,
    Я же вам сказать забыла -
    Только в садик я зашла,
    Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),
    Плачет бедная, грустит,
    А потом мне говорит:
    «Дети кран закрыть забыли,
    И все капельки уплыли!»
    И сказала я в ответ:
    «Нет, таких детей здесь нет!
    Воду попусту не льем,
    Мы водичку бережем!»
    Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),
    И у нас в саду осталась

    Сегодня дети я вам хочу рассказать сказку которую мне рассказала капелька.

    Послушайте

    Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье.

    Затем ручей превратился в настоящую речку.

    Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной Однажды она очутилась в городе.

    Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась.

    Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки.

    Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.

    Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.

    Совсем заболела река.

    «Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой».

    Позвала она на помощь своих жителей.

    «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».

    Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.

    И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

    А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.

    Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:

    «Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».

    Попросили люди поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла.

    Вернулась река в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.

    Вот такую сказку рассказала мне капелька о речке

    Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде, зачем ее надо беречь. (Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них.

    Воспитатель кратко подводит итог сказанному.

    1. Вода везде - вода в стакане
    И в чайнике, и просто в кране.
    Когда водички вовсе нет -
    То и не сваришь ты обед.

    2. Не могут рыбы без воды,
    Я не могу, не можешь ты.
    Давайте все вместе водичку беречь,
    И каждую капельку дружно стеречь.

    3. Мы помогаем цветы поливать,
    И листья большие у них протирать.
    Еще наблюдаем, как лук наш растет,
    Как через корни водичку он пьет.
    Много всего узнаем каждый день,
    Нам все интересно - учиться не лень!

    В. Молодцы, ребята, спасибо! Вот видишь, Капелька, какие у нас добрые и бережливые дети. А сейчас подойдите, пожалуйста, все к столу. (Предлагает детям взять в руки по стакану с водой.)

    Как вы думаете, что в стаканах?

    В. Давайте попробуем. Да, точно - вода. А какая она по вкусу? А можно ли ее сделать соленой? Как? А сладкой? Кислой? Цветной? (Ответы детей.)

    Воспитатель проводит соответствующие опыты, добавляя в воду соль, сахар, краски.

    В. А теперь давайте послушаем песенку (предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

    Воспитатель предлагает подойти к другому столу и каждому взять по кубику льда в руку.

    В. Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.)

    Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед - это что? (Ответы детей.)

    Правильно, лед это тоже вода, только твердая и вот посмотрите - термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.)

    Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.

    Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.) Значит, пар – это тоже вода.

    На этом наше познание и наблюдение о воде закончено.

    Итог : дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству – воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

    1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

    2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» – N2, 2000 г.

    3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание N8, 1999 г.

    Занятие по формированию элементарных экологических представлений для детей средней группы "Путешествие в осень"


    Описание работы : Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям. Рассчитан на детей 3 – 5 лет.
    Цель :
    - Помочь увидеть многоцветие осени,
    - Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись,
    - Учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке
    Задачи:
    - Расширять представления детей об осенних изменениях в природе;
    - Учить детей называть приметы осени;
    - Развивать у детей речевую активность;
    - Тренировать в отгадывании загадок.
    - Учить рисовать осенние листья в технике по мокрому листу;
    Материал: дорожки (узкая и широкая), картины осени, картина лужайки, цветик-семицветик, краски акварельные, кисти, баночки для воды, салфетки.

    Ход занятия

    Воспитатель вместе с детьми входят в зал украшенный осенними листьями
    Воспитатель:
    Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную полную тайн. А кого мы пойдём искать вы узнаете если отгадаете загадку:
    Приходи!- её мы просим
    В золотом наряде...(осень)
    Воспитатель:
    Правильно, мы пойдём искать Осень. Ну, отправляемся в путь. Смотрите, всё замечайте и ничего не пропускайте! Идём в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки. (Дети и воспитатель идут по дорожке). Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
    "Маленькие ножки идут по дорожке,
    А большие ноги идут по дороге.

    Маленькие ножки бегут по дороге,
    А большие ноги бегут по дороге.
    Маленькие ножки скок-прыг по дорожке,
    А большие ноги идут по дороге."
    Воспитатель: "Послушные у нас ножки. А куда же мы идём? "
    Дети: «Идём искать Осень.»
    Воспитатель: "У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени. Я вам буду загадывать загадки, а вы их отгадывайте.
    " Листья в воздухе кружатся,
    Тихо на траву ложатся.
    Сбрасывает листья сад-
    Это просто...(листопад)"


    "В сентябре и в октябре
    Их так много во дворе!
    Дождь прошёл- оставил их,
    Средних, маленьких, больших. (лужи)


    "Ветер тучу позовёт,

    Туча по небу плывёт.
    И поверх садов о рощь
    Моросит холодный...(дождь)


    "Без рук, без ног
    Под окном стучится,
    В избу просится" (ветер)


    "В сером небе низко
    Тучи ходят близко,
    Закрывают горизонт,
    Будет дождь,
    Мы взяли...(зонт)


    Опустели наш грядки,
    Огород и сад в порядке.
    Ты, земля, ещё рожай,
    Мы собрали...(урожай)


    Стало ночью холодать,
    Стали лужи замерзать.
    А на травке- бархат синий,
    Что это такое?.. .(иней)


    Воспитатель: Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти. Ребята, посмотрите, мы с вами попали на лужайку, где много цветов.


    (воспитатель находит цветик- семицветик)
    Воспитатель: "А это что за странный цветок, разный каждый лепесток?"
    Цветок : Я необычный цветок. Я цветик-семицветик. Каждый лепесток у меня особенный. Найдите у меня цвета осени.
    Дети называют осенние цвета: желтый, красный, оранжевый, зелёный.
    Цветок : «Ребята, а вы хотите попасть в гости к Осени?»
    Дети: «Да, хотим.»
    Цветок : Тогда скажите заклинание, но быстро-быстро, иначе не подействует.
    (Дети произносят скороговорку)
    "Осень просекой прошла,
    Свои краски разлила."
    (демонстрируется слайд осень)


    Воспитатель читает стихотворение:
    На опушке осень краски разводила,
    По листве тихонько кистью проводила.
    Пожелтел орешник, и разделись клёны,
    В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

    Воспитатель:

    " Вот как много у осени работы! Все листики надо позолотить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень? А как рисовала?
    В этом ей помогла волшебная кисточка и музыка. Кисточка сама под музыку плясала с листика на листик и все позолотила. А где живёт мелодия?
    (Дети слушают...и в это время демонстрируются слайды как осень рисует на листьях)

    Воспитатель:
    Устала осень, уснула. А мимо ветер пролетел, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на этот пролил красную краску. Ребята, давайте его попросим чтобы он больше не шалил.
    Дети говорят : "Ветер, ветер не шали,
    Краски взял, так положи!"
    Воспитатель:
    Не хочет вернуть ветер краски. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному. Дети давайте с вами потанцуем под музыку, изображая листики.
    Под фонограмму П. И.Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года" дети танцуют.
    Воспитатель цитирует:
    Листья дубовые, листья кленовые,
    Желтеют и падают тихо.
    Ветер хватает, в кучу бросает,
    Кружит листики тихо.
    Так заставляет летать и кружиться,
    Так он играет и веселится.
    Листья танцуют свой хоровод,
    Снова вернутся лишь через год.
    Воспитатель:
    Но вот полил сильный дождь. Упали капли воды на листья, и потекла краска, смешались все цвета.

    Ой, какая красота!


    Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь листик был простой, а теперь он золотой. Как переливаются краски. Деревья надели золотой наряд.
    Всю зелень леса взяла и перекрасила,
    Добрая волшебница всё вокруг украсила,
    Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
    Всё вокруг искрится,
    Всё переливается.
    Как же это чудо в природе называется?
    Дети хором: Осень!


    Воспитатель:
    Дети, а сейчас мы будем маленькими художниками, передадим красоту осени в своих рисунках. Подойдите к столам и посмотрите что вам осень приготовила: листики, краски, кисти, стаканчики с водой. Помните, как рисовала осень? Наши листья смачиваем водой, затем набираем нужную краску и лёгкими движениями наносим на лист. (Дети рисуют под музыку.)
    После выполнения работы воспитатель предлагает детям полюбоваться своими листочками и подводит итог занятия.

    Конспект занятия по экологии в средней группе

    «Путешествие в подводное царство-государство»

    Составила и провела: Акимова В.Д.

    Цель: Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

    Задачи занятия:

    Образовательные:

    Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.

    Развивающие:

    Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

    Воспитательные:

    Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.

    Методы и приёмы:

    Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

    Развивающая среда:

    Передвижная доска; мольберт; конверт с текстом письма; игрушки – морские животные; картины с изображением морских животных, проведение д/ игры «Поймай рыбку», аудиозапись с шумом моря, спокойной музыкой; картинки со схемами строения рыбы, коллективная работа – панно подводного мира.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов экспериментов с водой.

    Ход занятия

    1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем. )

    Психологический настрой:

    Для начала встанем в круг

    Сколько радости вокруг!

    Мы все за руки возьмемся.

    И друг другу улыбнемся.

    Мы готовы поиграть

    Можно встречу начинать.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку, все достают)

    Воспитатель: здесь письмо, давайте прочтем.

    В нем соленая вода,

    Ходят по нему суда.

    Летом взрослые и дети

    Ездят отдыхать туда. Что это?

    Дети: Море.

    Беседа:

    Какая вода в море? (соленая)

    А в реках и озерах вода какая? (пресная)

    Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.

    Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!

    А что будет, если на Земле не будет воды –морей, рек, озер?

    Погибнет все живое вокруг и погибнем и мы.

    А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира, превратиться в исследователей и вместе изучить этот загадочный подводный мир. Вы согласны?

    Вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? (ответы детей) В этом нам помогут волшебные слова:

    Быстро, быстро кружимся,

    С волшебством подружимся,

    Хлопнули в ладоши и остановились,

    На берегу теплого, синего моря все мы очутились.

    Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного. Но что-то странная здесь тишина? А это что за коробка? \открываю, в нем записка, читаю\

    -«Мы – жители волшебного подводного царства. Просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, выполнив задания.»

    Ребята, поможем жителям подводного царства? Для этого нам нужно отправиться на морское дно, в волшебное путешествие по морскому царству!

    Давайте сядем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы.

    Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно….

    Аудиозапись - (шум моря)

    На что похожи эти звуки, которые вы слышите? (Предполагаемые ответы детей: звуки моря, плеск волны, прибой, шум волны и т. д.)

    Воспитатель: совершенно верно! Это шум моря.

    2. Основная часть

    Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски с волшебными раковинами.

    Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям?

    Вот первое задание: - Каким бывает море? \тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее…\

    Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине? - Дети перечисляют морских жителей. Отгадайте загадку:

    Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)

    А как приспособлено тело рыбы к жизни под водой (строение рыбы? (ответы детей)

    Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы:

    Перечислим элементы ее строения: хвост, плавники, туловище, голова.

    А чего у рыбы нет? (Шеи).

    Каких морских обитателей вы знаете (ответы детей)

    А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на мольберт):

    1 - Через море – океан плывет огромный великан

    И с судна видит капитан: на великане бьет фонтан. \кит\

    Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».

    2. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

    Конь не сеет и на пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

    Назови его дружок: рыбок друг - \морской конек\

    Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

    3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

    Голова и восемь ног, вот и весь я - \осьминог\

    Воспитатель: Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

    4. Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

    Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.

    Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина? \акула\

    Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.

    5. Кто так медленно ползёт,

    Словно груз большой везёт?

    Панцирь твердый, очень прочный.

    Защитит и днём, и ночью.

    Но всегда дрожит от страха

    Долгожитель. (черепаха).

    Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

    6. Глубоко на дне она, словно на небе видна,

    Но не светит и не греет, потому, что не умеет. \морская звезда\

    Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

    7 Для нее волна – качели, и плывет она без цели

    Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. \медуза\

    Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

    8. Над волной дугою взвился,

    Спинкой чёрной заискрился.

    Мимо Гагр плывёт… Афин!

    Белобрюхий кто? (Дельфин)

    Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?

    Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.

    Молодцы, с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали всех животных. Предлагаю немного подвигаться.

    Физ. минутка

    Рыбка рыбке говорила.

    Плавничками шевелила:

    «Чтобы быть здоровой, гладкой,

    Будем делать мы зарядку.

    Хлоп направо, хлоп налево,

    Мы стройны, как королевы!

    Будем хвостиком вилять:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Два подскока, три хлопка,

    Головою два кивка».

    (Все слова сопровождаются движениями, которые показывает воспитатель, а дети повторяют.)

    Воспитатель: Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается.

    Ребята, давайте рассмотрим нашу коллективную работу – «Подводный мир»:

    В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы.

    А вы знаете кто еще живет на дне морском? - (ответы детей)- растения.

    Воспитатель: Да, разные растения:

    Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли - это также основной источник пищи для них.

    А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?

    Дети: На деревья, на цветы, кустарники.

    Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Где у нас находится морской конек?

    Дети: Между медузой и морской черепахой

    А где находится морская звезда? Дети: На дне.

    Где же спрятался осьминог? Дети: Под камнем

    Скажите, где у нас на картинке дельфин? Дети: Над морем

    Молодцы! А где же живут все наши животные и рыбы? Дети: В подводном мире, в море.

    Воспитатель: Проходите на свои места. (Дети проходят на стульчики). Сядьте красиво, ноги поставьте вместе и приготовьте руки, мы немного с ними поиграем:

    Пальчиковая гимнастика «Рыбки»:

    Рыбки плавали, ныряли - Пальцы обеих рук сложены в кулечек, изображая плавающих и ныряющих рыбок.

    В чистой тепленькой воде. - Обеими руками изображаете волны.

    То сожмутся, - Плотно сжимаете пальцы рук.

    Разожмутся, - Растопыриваете пальцы в стороны.

    То зароются в песке. - Одну ладошку складываете в кулечек, а другой ладошкой ее накрываете. Как будто рыбка зарылась в песке.

    Теперь мы с вами поиграем в игру «Поймай рыбку»:

    Воспитатель: Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

    Мы вокруг себя покружимся,

    С волшебством подружимся,

    Раз, два, три в детский сад,

    Всех нас верни!

    Вот мы с вами и в детском саду.

    Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?


    Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

    Образовательная область : Познание.

    Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

    Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

    Форма - проведения : занятие - путешествие.

    Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

    Цели и задачи:

    1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

    2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

    3. Прививать бережное отношение к воде;

    4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

    5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

    Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

    Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

    Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

    Начинается река

    А игра - начинается с улыбки!»

    (дети проговаривают вместе с воспитателем)

    2. Игровая ситуация

    Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

    Это капелька, которую зовут Капитошка.

    Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

    А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

    Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

    3. Путешествие-поиск капелек по группе

    (Дети идут по группе делают остановки)

    В уголке природы: возле растений.

    Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

    У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

    Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

    Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

    В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

    У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

    В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

    Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

    (Все вместе пересчитывают капельки)

    Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

    4. Физкультминутка

    «Рыбки весело плескались

    В тёплой, солнечной воде.

    То сожмутся, разожмутся

    То зароются в песке!»

    (движения выполняются под музыкальное сопровождение)

    5. Гимнастика для глаз

    За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

    Вправо-влево.

    Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

    Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

    Проследить взглядом.

    Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

    Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

    6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

    Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

    Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

    Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

    Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

    Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

    Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

    А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

    7. Массаж лица

    Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

    Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

    глазам от внутреннего края века к внешнему.

    Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

    щекам.

    Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

    Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

    8. Совместная деятельность

    Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

    Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

    Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

    9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

    Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

    Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

    Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

    Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

    10. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

    Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

    11. Итог.

    Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

    Для чего нам нужна вода?

    Как нужно беречь воду?

    Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, океане

    И в водопроводном кране.

    Без неё нам не умыться,

    Не покушать, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без воды нам не прожить!

    Вы её в пруду найдёте

    И в сыром лесном болоте,

    Путешествует всегда

    Наша спутница - вода!

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Растворяет сахар в чае.

    Мы её не замечаем,

    Мы привыкли, что вода -

    Наша спутница всегда!

    Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

    (Каждому ребёнку вручается капелька)

    Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

    Итог : дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

    Используемая литература:

    1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

    2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

    3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.


    Close