Ребенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет.

Основы методики сенсорного воспитания дошкольников

Ребенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет. Это достаточно долгий период для детского организма, поэтому возраст можно разделить условно на следующие этапы:

  • младший дошкольный;
  • средний дошкольный;
  • старший дошкольный.

За короткий период своей жизни ребенок совершает настоящий прорыв в своем психологическом развитии. На этом этапе взросления происходит отделение малыша от родителей, он начинает чувствовать и воспринимать мир самостоятельно. Ребенок особенно чутко чувствует потребность не просто в родителе рядом, а в наставнике и учителе. И чем лучше родители справятся с решением этой ответственной задачи, чем больше они будут знать о психологических потребностях своего малыша, тем комфортнее для ребенка пройдет процесс адаптации к взрослой жизни.

Содержание психологического развития дошкольников

У малышей этого возраста просыпается интерес к общению со сверстниками: ребенок перестает совершать действия исключительно совместно с родителями и стремится к самостоятельности. Можно отметить три ключевых момента в поведении детей дошкольного возраста:

  • расширение круга общения ребенка;
  • вовлечение в сюжетно-ролевые игры;
  • формирование системы ценностей и образного мышления.

Дети начинают налаживать свои первые социальные контакты, они отгораживаются от взрослого. У детей этого возраста принимают первые осознанные решения, проявляются его амбиции и желание быть первым, быть лидером в группе сверстников.

Ребенок активно подражает жизни взрослых, стараясь быть похожим на них, и перенимает модели поведения в рамках сюжетно-ролевых игр, их задачи могут быть разными: дочки-матери, игры в больницу, школу, магазин и т.п. В процессе игры ребенок моделирует поведение в той или иной жизненной ситуации по подобию поведения родителей. Кроме этого, в игру вовлечены и другие дети, что также способствует социальной адаптации малыша.

На этом этапе взросления у ребенка начинает формироваться собственная система ценностей, содержание которой опирается на нормы морали, принятые в семье. Ребенок начинает воспринимать мир не так прямолинейно, как раньше: к старшему дошкольному возрасту он уже способен взглянуть на себя со стороны. Его речь становится опосредованной и спланированной.

Главные задачи родителей в дошкольный период развития ребенка – сопровождать его психологическое и моральное развитие, чтобы школа не стала для него стрессом. Один из ключевых аспектов успешной подготовки к школе является сенсорное воспитание.

Что такое сенсорное воспитание

В дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, малыши с помощью развившегося образно-наглядного мышления получают массу информации о том, что его окружает, познает форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание (от лат. «sensus» — «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.

В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников

Сенсорное развитие ребенка происходит благодаря успешному усвоению им сенсорных традиционных эталонов. В качестве эталонов выступают цвета (основные цвета радуги), геометрические фигуры, метрическая система мер, ее содержание. Как правило, к трем годам ребенок знает несколько основных цветов, может выбрать из двух предметов один, различает круг и квадрат, знает слова «больше» и «меньше», охотно называет разные виды животных и имитирует звуки, у дошкольников этого возраста решает легкие логические задачи.

Помимо знания установленных эталонов, ребенку необходимо понимать принцип их работы. Дети младшего дошкольного возраста делают это, в основном, на ощупь: их действия носят ориентировочный характер, они долго исследуют предметы прежде, чем сделать тот или иной вывод.

К пяти годам эти навыки совершенствуются, развиваются процессы ощущения и восприятия окружающего мира. Познавая предметы через игру (конструирование, рисование), малыш начинает более тонко различать цвета, формы предметов, их соответствие или различие. Тактильный контакт сопровождается зрительным, слуховым, обонятельным.

Еще один показатель того, что сенсорика малыша развивается на должном уровне – речь. К 5-7 годам у ребенка должен сложиться словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки. Также у детей этого возраста активно развивается воображение: ребенок может создавать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали.

Методика сенсорного воспитания

Для того, чтобы процесс сенсорного воспитания малыша был успешным, необходимо встраивать различные методы в игры и его обычную ежедневную деятельность. Методика сенсорного воспитания ребенка предполагает несколько основных методов, рассмотрим каждый из них.

Обследование

Это первоначальный уровень сенсорного воспитания, начинается он еще тогда, когда малыш берет в руки свою первую погремушку. Детские игрушки выполнены в ярких цветах и имеют стандартные формы, чтобы ребенок мог запоминать основные сенсорные эталоны. И если до наступления дошкольного возраста малыши просто манипулируют предметами, то уже к дошкольному начинают производить настоящее обследование предметов, внимательно изучать формы, различая размеры, цвета, геометрические фигуры, их содержание.

Обучение обследованию предметов у дошкольников необходимо для выявления свойств того или иного объекта, чтобы в дальнейшем ребенок имел личный опыт. Каждый предмет сугубо индивидуален, но правила обследования, методика, в целом, схожи:

  • изучение общего, целостного вида предмета;
  • разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.);
  • изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.);
  • изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве.

После этих манипуляций ребенок еще раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.

Отдельное внимание следует уделить обследованию природы. Природа дает колоссальный материал для изучения устройства мира и свойств тех или иных предметов. Зимой для детей особенный интерес представляет снег. Например, если младшим дошкольникам для того, чтобы сделать вывод о свойствах снега, необходимо его потрогать, то старшие дошколята могут определить, липкий снег или рыхлый, только по его внешним характеристикам.

Осень богата красками, наблюдая за тем, как опадает листва с деревьев, ребенок познает смену времен года. Рассматривая разные опавшие листья: от ясеня, дуба, березы, тополя, он начинает запоминать разновидности деревьев. Летом ярких цветов еще больше, как и запахов: нюхайте вместе с ребенком цветы, изучайте цвета. Отличным средством для сенсорного развития малыша станет поездка на море, озеро или речку, где можно зайти в воду, походить босиком по песку. Эти тактильные ощущения ребенок сможет проанализировать, запомнить свойства явлений. Весна – это период зарождения новой жизни, обратите внимание ребенка на то, как поют птицы, возвращаясь с теплых стран, или тает снег, снова превращаясь в воду.

Дидактические игры

Помощником в рациональном использовании игрушек станут дидактические игры. Это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности.

Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности. Существует масса дидактических игр, но разделить их можно по зонам воздействия:

  • для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
  • для развития слуха («угадай по голосу»);
  • для развития вкуса («угадай по вкусу»);
  • для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т.д.).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

Придумать дидактическую игру для своего ребенка можно самостоятельно.

    Просто обратите внимание на то:
  1. какие аспекты сенсорного воспитания нуждаются в дополнительной отработке;
  2. какие игры наиболее привлекательны для малыша.

Творческая деятельность

Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.

Чтобы процесс занятия творчеством проходил продуктивно, нужно постоянно разговаривать с ребенком и просить его рассказывать о том, что он делает. Если вы рисуете дом, расспросите малыша, что это за дом, кто в нем живет. Подробно обсудите сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как они расположены по отношению друг к другу.

Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на общем развитии ребенка и улучшении его речи. Предложите малышу слепить из пластилина несколько фигурок или целое панно. Ребенок, увлекаясь игрой, самостоятельно продумывает детали и составляет целую историю, наделяя персонажей тем или иным качеством.

В дошкольном возрасте дети очень чутко реагируют на слова взрослых, поскольку видят в них наставников и во всем следуют продемонстрированному примеру. Слова очень важны в развитии сенсорики, они производят закрепляющий эффект – ребенок получает новые знания, но только с помощью взрослого он может систематизировать их и обозначить тем или иным словом, дать им названия.

Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта

У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов.

Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир. Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы. Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.

Заключение

Для нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.

На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений.

Можно по праву назвать сенсорное воспитание, заложенное в дошкольном возрасте, фундаментом умственного развитии ребенка, его интеллекта и способностей к обучению. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.

Подводя итоги, основными методами сенсорного развития можно назвать следующие способы:

  • обследование предметов;
  • дидактические игры;
  • занятия творчеством.

К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например, поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.

В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.

Литература

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е.Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты» . В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии, , составленном практикующим педагогом Н.Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» .

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду».

Образовательные технологии: познание, коммуникация, социализация.

Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.

Цель: Формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.

Задачи:

Продолжать учить детей логическому мышлению, используя метод сириации (правильная сборка пирамидки);

Находить пару по двум признакам (большая – маленькая и цвет);

Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);

Закрепить знания детей о диких животных (медведь);

Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу;

Закреплять знания детей о частях своего тела.

Оборудование: плюшевый медведь, пирамидка, мяч, корзина с грибами, разрезные картинки, посуда.

Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.)

Воспитатель: Ай – ай – ай, это кто же разбросал игрушки?

(На стульчике сидит плюшевый медведь.)

Воспитатель: Мишка, это ты раскидал игрушки по группе?

Мишка: Да, я пришёл к вам в гости и немного поиграл.

Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).

Мишка: простите меня, я больше так делать не буду.

Воспитатель: Мишка, раз ты понял, что это плохо, то собери пирамидку, а ребята тебе помогут, только собирать нужно правильно, сначала большие колечки, потом поменьше.

(Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет, размер и форму колечка. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей. Мишка благодарит детей за помощь и предлагает поиграть в игру «Давайте познакомимся». Дети встают в круг, Мишка по очереди бросает им мяч, дети называют своё имя).

Мишка: Я всю зиму проспал в своей берлоге, а пришла весна, я проснулся и решил прийти к вам в гости – поиграть. А вы знаете, где я живу?

Дети: В лесу!

Мишка: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) . Моя подружка Белочка передала вам подарочки из своих запасов, смотрите, что это? (Показывает детям корзинку с грибами. Мишка, как бы случайно рассыпает грибочки на пол.)

Мишка: Ой, ребята, вы мне поможете собрать грибочки?

Дети: Да! (Дети собирают грибы, воспитатель уточняет, какие они (какого цвета, размера, твёрдые или мягкие).)

Воспитатель: Ребята, давайте тоже сделаем Мишке подарок, мы угостим его вкусными и сладкими ягодами. (Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»).

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы такие хорошие!

(Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение А. Барто «Мишка».)

Мишка: Ой, ребята, покажите, где у меня лапа? Глазки? Ушки? Носик?

Воспитатель: Мишка, ты что, совсем не знаешь части своего тела? Мы с ребятами тебе поможем!(Проводится физ.минутка «Изучаем наше тело»)

Один, два, три, четыре, пять – будем тело изучать!

Вот – спина, а вот – животик, ручки, ножки,

Глазки, носик, ротик, ушки, голова –

Покачать успел едва.

Шея – крутит головой,

Ох, устала ой – ой – ой!

Лоб и брови, вот реснички – запорхали, словно птички.

Розовые щёчки, подбородок кочкой.

Волосы густые, как травы луговые.

Плечи, локти и колени.

У меня, Серёжи, Лены!

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы сегодня многому меня научили.

(Воспитатель предлагает детям угостить Мишку чаем, но чашки на столе перепутались.)

Воспитатель: Я дам вам блюдца, а вы подберите к ним чашки такого же цвета и размера.

(Проводится дидактическая игра «Найди пару».)

в первой младшей группе «Волшебное ведерко»

Цель: Закрепить представления о форме и качестве предметов. Учить детей выполнять простейшие действия с ними. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик. Закрепить понятия: кубик, кирпичик, шар.

Материал: Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, кирпичик, грибочек, мячик. Медведь - игрушка, корзина.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Дети, к нам сегодня в гости пришел Медвежонок и принес нам волшебное ведерко, а что в нем - мы сейчас узнаем.

Затем воспитатель показывает детям ведерко, закрытое крышкой и поясняет, что в нем что-то есть. Снять крышку вместе с Медвежонком и поочередно показать предметы, находящиеся в ведерке и назвать их (положить обратно в ведерко). Затем воспитатель предлагает ребенку опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или кирпичик.

Взрослый радостно восклицает: Какой красивый кубик (кирпичик), молодец Никита, что достал его из ведерка! Похвалить, вызвать эмоциональный отклик.

Воспитатель продолжает: Это, дети, кубик.

Предоставить возможность рассмотреть его, поиграть, обследовать руками, попросить повторить, как называется. Положить его на стол, обратить внимание на то, что он стоит устойчиво. Кубик - это маленький домик, а кирпичик (достать из ведерка) - дорожка к домику. Попросить детей повторить название «кирпичик», дать возможность посмотреть, обследовать. На кирпичик можно поставить два кубика, он длиннее кубика. Кубик и кирпичик стоят устойчиво на столе, а вот этот предмет катается (достать из ведерка мячик, яичко). Дать возможность детям рассмотреть, обследовать, поиграть. Это дети мячик, он круглый как шарик, и стоит неустойчиво на столе и катается.

Затем предложить детям достать по очереди предметы из ведерка, назвать их. На столах дать возможность поиграть с ними, наложить друг на друга, покатать круглые предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, обследованы и названы появляется Медвежонок и говорит детям что ему пора в сказочный лес и просит, чтобы дети помогли ему сложить все игрушки в ведерко. Дети старательно помогают Медвежонку. За это он благодарит детей и предлагает поиграть в игру «У медведя во бору».

У медведя во бору

Грибы ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Веселая игра повторяется 2-3 раза. Медвежонок рычит и никого из детей не может догнать. Затем Медвежонок говорит детям, что ему пора в сказочный лес и раздает детям из корзины конфеты.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию во второй младшей группе «Развитие»

Программное содержание: Ознакомление детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону.

Материал. Демонстрационный: большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник(фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с « лицами» по одному набору на каждого ребёнка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход занятия:

Воспитатель:-«Дети, давайте вспомним названия знакомых вам фигур-человечков.(Воспитатель поочерёдно показывает фигуры:круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель выясняет, кто помнит имя фигурки-человечка).

-«Кто помнит, какая это фигура?»

Ваня:-«Круг».

Воспитатель:-«Правильно. Ваня, скажи, пожалуйста, у круга есть уголочки? Ваня: «Нет»

Воспитатель:-«Верно, уголочков у круга нет. Дети, а это какая фигура? Кто скажет?»

Арина:-«Это овал».

Воспитатель:-«Верно. Арина, скажи у овала есть уголочки?

Арина:-«Нет уголочков».

Воспитатель:-«Правильно. Уголочков нет. А какой формы овал?»

Арина:-«Вытянутой».Воспитатель:-«Верно, Арина, садись. Ребята, какая следующая фигура?»

Дети:-«Треугольник».

Воспитатель:-«Молодцы. А скажите, у треугольничка есть уголочки?»

Дети:-«Есть».

Воспитатель:-«Да, есть.Когда мы с вами ведём свой пальчик по контуру фигуры, он у нас с вами натыкается на уголочки Следующая фигура какая?»

Дети:-«Это квадрат».

Воспитатель:-«Всё верно. А у этой фигуры есть уголочки?

Дети:-«Есть уголочки».

Воспитатель:-«Почему вы так решили?»

Дети:-«Потому что, когда мы ведём пальчик по контуру фигуры, он натыкается на уголочки.

Воспитатель:-«Молодцы. Какая последняя фигура?»

Дети:-«Прямоугольник».

Воспитатель:-«Хорошо. Скажите, у прямоугольника есть уголочки?»

Дети:-«Да, есть».

Воспитатель:-«А какой формы прямоугольник, дети?»

Дети:-«Вытянутой».

Воспитатель:-«Верно. А сейчас, ребята, давайте нарисуем контуры этих фигур в воздухе.(Дети вместе с воспитателем рисуют контуры фигур в воздухе).

-«Молодцы. Дети, а сейчас давайте поиграем с маленькими фигурками-человечками.(Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок).

- «Ребята, на столах у вас лежат карточки, на которых изображены «кроватки» для каждой из фигурок. Вам надо будет «человечков» уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т.е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.(Дети выполняют задание воспитателя).

Воспитатель:-«Дети, на этом наше с вами занятие подошло к концу. Спасибо всем за работу».

Ирина Андреева
Конспект занятия по сенсорному воспитанию в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по сенсорному воспитанию в средней группе

«Путешествие в сказку »

Описание материала : Разработка занятия , направленного на развитие сенсорных процессов в средней группе .

Цель : Развитие сенсомоторных способностей у детей, активизировать сенсорное восприятие , стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Задачи :

1. Обобщить и систематизировать : представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) ; знания о геометрических формах : круг, квадрат, треугольник, овал; различие предметов по размеру, форме и цвету.

2. Развивать у детей творческие способности, двигательную активность зрительное, слуховое и вкусовое восприятие , познавательный интерес, мышление, речь.

3. Воспитывать желание помочь тем , кто попал в беду.

Демонстрационный материал : куклы : Буратино, Шапокляк, Крыска-Лариска, разноцветный вертолёт из геометрических фигур, букет из 3-х цветов с разноцветными лепестками; «Мешочек» с предметами; карточки с изображением одежды (принадлежностей для лыжной прогулки) ; музыкальные инструменты - погремушка, колокольчик, барабан; карточки для д/и «Бусы» ; иполяна с цветами; тарелка с нарезанными кусочками фруктов, шарф.

Методические приёмы : Сюрпризные моменты; дыхательная гимнастика; дидактическая игра на восприятие цвета , формы; дидактическая игра с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия ; дидактическая игра на развитие вкусового восприятия ; работа с картинками.

Ход занятия:

1. Организационная часть. Встретить детей у входа в группу .

Ребята, а вы любите сказки ? А хотите побывать в сказке ?

Полетим в сказку на вертолёте (показать разноцветный вертолёт из геометрических фигур) . Но он не полностью покрашен. Давайте покрасим вертолёт.

Дидактическая игра «Составь красивый вертолёт» - подбор геометрических фигур нужного цвета, формы и размера. Развивать умение составлять картинку путём наложения частей на контур.

Вертолёт готов, отправляемся в путь. Будьте внимательны, путь не простой будем лететь над горами, над полями и лугами. Чтобы быстро долететь нужно, выполнять указания пилота. Готовы? Сначала скажем волшебные слова.

Наш вертолёт летит и мчится,

Трудностей мы не боимся.

В сказочный мир попадём ,

И героев там найдём. Полетели.

Дидактическая игра «Будь внимателен» - закрепляем пространственные знания детей (вправо – влево – вверх – вниз) . И. п. – руки в стороны. По сигналу воспитателя (пилота) выполняют указания соответствующие команде : наклоны, приседают, поднимаются на носочки

Летим за воспитателем друг за другом , руки в стороны. Оказались в середине группы на коврике .

А вот и сказочная страна . (звучит музыка) .

А вот и сказочный герой ! (игрушка Буратино)

Ребята, вы его узнали? Кто это? (Буратино)

Буратино мы с ребятами прилетели к тебе в гости на вертолёте, ты поиграешь с нами?

БУРАТИНО : Не могу. Я потерял свой ключик и не могу найти. Помогите мне, пожалуйста?

Ребята поможем Буратино? Дети отвечают.

БУРАТИНО : Но сначала мне нужно выполнить очень сложные задания, которые задала Мальвина. Справитесь?

ДЕТИ : Да,справимся!

БУРАТИНО : Вот спасибо. Мне одному очень трудно. Я же в садик не ходил.

Пойдемте ребята, посмотрим, какие задания нас ждут.

БУРАТИНО : В мешочке что-то лежит, а я ни как не пойму.

Задание № 1 Д/и «Чудесный мешочек» Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, узнать предмет, назвать его и из какого материала сделан.

Материал. В непрозрачном мешочке предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела и др.)

Дети достают- отгадывают.

Задание №2 Д/и «Убери вещи на место» – развиваем умения сравнивать и различать предметы; объединять их по общему признаку.

Материал. Рисунок с изображением различных предметов детской одежды.

Сейчас дети будут убирать свои вещи; каждый в свой шкафчик, подбирая их по узору. Помогите детям не перепутать их.

БУРАТИНО : Здорово! Какие же вы молодцы! Помогите мне ребята ещё в одном деле. Я для Мальвины собрал букет цветов, но подул сильный ветер и все лепестки разлетелись.

Дыхательная гимнастика.

Ребята, а давайте мы с вами попробуем изобразить ветер и как это произошло. Подул слабый ветерок (дети показывают дыханием) . А теперь подул сильный ветер (дети показывают дыханием) . И наконец, ветер стих. Дети садятся на ковёр.

Дети выполняют упражнение, воспитатель разбрасывает лепестки.

Задание №3 Д/и «Подбери лепестки к цветам» - закрепляем знания о геометрических формах : квадрат, треугольник, овал;

Материал. Букет из трёх цветов. Лепестки разного цвета, но одинаковой формы и размера. Лепестки у 1 цветка из овалов, 2 – квадратов, 3 – треугольников.

Ребята, поможем Буратино собрать лепестки? Будьте внимательны, не перепутайте, с какого цветка каждый лепесток.

Ребята, посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Буратино говорит вам спасибо и предлагает вам поиграть в игру с музыкальными инструментами.

Физ. минутка

Д/и с музыкальными инструментами. «Хлопаем, кружимся, топаем» - развиваем слуховое восприятие .

Как они называются? (воспитатель показывает музыкальные инструменты, дети их называют : погремушка, колокольчик, барабан)

Послушайте, как мы будем играть. Как только я зазвеню погремушкой - вы будете хлопать в ладоши. Если буду звенеть колокольчиком - вы будете кружиться. А когда застучу в барабан - вы будете шагать на месте. Будьте внимательны. Дети выполняют задания

Ребята слышите, кажется, идет.

Появляется Шапокляк.

Шапокляк : Это кто здесь? Кто - вы? Я в сказочной стране таких еще не встречала? А вы меня знаете?

БУРАТИНО : Это мы бабуля, идем искать мой золотой ключик, а дети из детского сада помогают мне. Может быть, ты знаешь, где нам искать ключик.

Шапокляк : Какая я вам, бабуля? Ты, слышишь, Лариска, как меня здесь оскорбили! Ключик! Нет! Я вам не скажу, где его искать, я лучше сама его найду, он и мне пригодится!

Ребята, а давайте мы попросим ее ласково и скажем волшебное слово.

Помоги нам, ПОЖАЛУЙСТА.

Шапокляк : - Ну ладно дети, раз вы так просите, раз вы такие воспитанные , так уж быть я вам помогу, НО с одним условием вы должны отгадать все мои загадки, которые выросли на моей поляне.

Задание №1. Д/и Каким что бывает?

Материал. Цветы, на обратной стороне загадки

1. Что бывает синее?

2. Что бывает мягкое?

3. Что бывает твердое?

4. Что бывает горькое?

5. Что бывает сладкое?

6. Что бывает красное?

7. Что бывает желтое?

Шапокляк : Молодцы ребятки, вы справились с первым заданием.

Это мои любимые бусы, но они рассыпались. Составьте узор правильно.

Задание № 2 Д/и «Бусы» (из прищепок разных цветов и размеров) – развиваем зрительное восприятие формы , цвета.

Задание : Определить ритм и продолжить.

Шапокляк : Вот, спасибо, помогли. Змей Горыныч ко мне в гости прилетал, фруктами заморскими угощал, вы таких и не знаете. Угадаете, что это за фрукты, так и быть помогу вам.

Задание № 3 Д/и «Угадай на вкус и запах» - развитие обоняния и вкусовых рецепторов. Задание : закрытыми глазами определить по запаху и вкусу фрукт.

Шапокляк : Молодцы то, какие, быстро вы, однако, отгадали все мои загадки.

Ну, так уж быть, раз обещала вам, помогу. Я отправлю на поиски ключика мою верную подругу - Лариску. А вы пока поиграйте в мою любимую игру «Водяной» . Знаете такую?

Спасибо Вам, большое.

Д/и «Водяной» - Ребенку «Водяному» завязывают глаза, предлагают на ощупь узнать ребёнка, назвать, как его зовут.

Материал. Шарф

Дети встают в круг, «Водяной» сидит в кругу. Дети идут по кругу и произносят слова :

Водяной, Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди,

Хоть на час и узнай кого из нас.

Водяной встаёт, отгадывает.

Шапокляк : Вот, спасибо, повеселили бабушку. А вот и моя верная подруга вернулась. (Появляется Лариска, в зубах держит ключик) . А теперь ступайте, ступайте, и не мешайте мне я затеваю маленькие шалости против Крокодила Гены и его друзей.

БУРАТИНО : - Ура вот и ключик! Теперь я смогу открыть свой кукольный театр, А вы приходите ко мне в гости. Большое вам спасибо, без вас я бы не нашел ключик, вы такие молодцы.

Дети радуются вместе с Буратино.

Дети, нам пора в детский сад. Попрощаемся с Буратино. Садимся в вертолёт, полетели.

Итог : Вам понравилось путешествие ? Ребятки, скажите, что мы сегодня делали?

Что вам понравилось?

Ребятки, мне тоже очень понравилось наше занятие вы все хорошо себя вели, отвечали на вопросы, выполняли задания. Спасибо вам.


Close